Лошадь в кельтской мифологии

Во многих кельтских мифах помощником  самых разнообразных поэтических персонажей выступает лошадь. Она также часто служит необходимым атрибутом или символом. Недаром, одним из культовых предметов кельтов является колесница, на которой возвышается богиня с копьем в руке, травящая кабана. Исследователи  кельтской мифологии видят в ней  богиню Элону, которую часто изображали скачущей верхом на лошади или находящейся около нее.

Не менее часто образ лошади встречается в раннекельтских мифах и легендах. Наиболее известным является образ Жилль де Кэра, который появляется в одном из преданий поэтического цикла о прославленном провидце и мудреце Финне, который иногда выступает и в роли воина. Жилль де Кэр выходит на встречу войска Финна с невзрачной лошадью серой масти, а потом бросает поводья и это неказистое животное набрасывается на армию завоевателей, безжалостно уничтожая ее конницу.  Чтобы взнуздать эту волшебную лошадь требуются усилия четырнадцати человек. А если человек решился сесть на нее, то лошадь мчится с такой скоростью, что у всадника захватывает дух и спешиться с нее он уже не может.

Богат кельтский эпос и другими волшебными лошадьми. Это и лошадь, перевозящая злосчастных седоков в загробный мир Жилль де Кэра. «Водяные лошади», которые заманивают человека, вызывая желание сесть и прокатиться верхом, а затем лишают всадников возможности остановиться и спешиться с нее. Они уносят несчастные жертвы в холодное и грозное море.

Ирландская ономастика богата и на случаи появления источников и озер на месте, где помочились  боги и лошади. Предание о появлении озера Лох Ни гласит, что оно возникло из источника, появившегося, когда на этом месте помочилась лошадь бога Эгнуса. К божественно бурлящему источнику были приставлены хранительницы,  которые должны были накрывать источник крышкой, чтобы вода не излилась за пределы источника. Но, как-то раз, одна из хранительниц забыла накрыть источник, и божественные воды бурным потоком изверглись из источника и образовали озеро Лох Ни. Похожа на эту и легенда о появлении озера Лох Ри. Только здесь уже приняла участие лошадь, принадлежащая богу Мидиру. А приставка Ри появилась после того как на озере погиб мужчина с таким именем.

Вообще, лошадь в кельтском эпосе встречается в самых различных ипостасях – от божественных слуг и одного из образов солнца до немного юмористических персонажей типа Черного Моро – коня Элидира Мвинафавра, способного нести семь с половиной человек на своей спине. Из семерки описываемых персонажей, половинкой сочли повара Гелбейрина, могущего плавать, только держась за круп коня.

Лошадь прочно вошла в быт и культуру кельтов, и любовь к нему отразилась в огромном количестве преданий и легенд, прославляющих это благородное  животное.

Все опции закрыты.

Комментарии закрыты.